Операция: Последний шанс - игры для вожатых, воспитателя, педагога-организатора

Операция: Последний шанс

Ролевые игры Войдите, чтобы добавить в избранное
Количество человек: Малая группа(2-10)
Время: ~60 минут
Возраст: Старший возраст
Активность: Интеллектуальная
Период смены: Основной

Описание игры:

«Операция: Последний шанс» — это психологическая ролевая игра, направленная на развитие навыков аргументации, компромисса и принятия трудных решений в группе. Игроки оказываются в ситуации морального выбора, где им предстоит принять коллективное решение о том, кого из десяти человек следует спасти, проведя жизненно важную операцию по пересадке сердца. Условия игры делают невозможным спасение всех: сердце всего одно, и оно может спасти лишь одного человека.

Цель игры:

Развитие коммуникативных навыков: Игроки должны обсудить различные точки зрения, выслушать других и научиться выражать свою позицию.
Обучение компромиссу: Участники учатся находить общие решения в конфликтных ситуациях.
Этическое мышление: Игра позволяет задуматься над вопросами морали и этики, ставя игроков перед сложным выбором, где нет «правильного» ответа.
Правила игры:

Введение: Ведущий объясняет игрокам, что они выступают в роли хирурга, который должен решить, кого спасти среди десяти представленных людей. Каждый из этих людей нуждается в срочной операции по пересадке сердца, но есть только одно донорское сердце.

Презентация кандидатов: Игрокам показывают фотографии десяти людей. Каждый персонаж описывается стереотипно и кратко, представляя разные социальные, экономические или личные ситуации (например: успешный бизнесмен, молодой ученый, мать троих детей, пожилой человек на пенсии, и т.д.).

Обсуждение: Игрокам предоставляется время на обсуждение. Их задача — привести аргументы за или против спасения каждого персонажа. Они должны обосновать свои решения, ориентируясь на личные и коллективные моральные принципы. Необходимо оценить, чья жизнь наиболее «ценна» с точки зрения общества, моральных норм или индивидуальных предпочтений.

Выбор: После обсуждения группа должна прийти к единому решению — кому будет отдано сердце. Важно отметить, что решение должно быть коллективным, даже если оно не устраивает каждого игрока лично.

Заключение: Ведущий завершает игру, подводя итоги. Подчеркивается, что независимо от того, кого выбрала группа, важно было пройти процесс обсуждения и научиться выражать и отстаивать свое мнение, а также уважать взгляды других.

Роли участников:

Хирург: Коллективная роль всей группы. Каждый участник выступает как один из членов «коллегии хирургов», высказывающий свою точку зрения по поводу того, кого спасти.

Кандидаты на операцию (неигровые персонажи): 10 человек, каждый из которых имеет свою историю, возраст, семейное положение, профессию и особенности. Их личности будут представлены через фотографии и краткие описания. Примеры кандидатов:

Молодая мать троих детей.
Известный ученый, близкий к открытию лекарства от болезни.
Преступник, находящийся в розыске, но заявляющий, что изменит свою жизнь.
Пожилой человек на пенсии, заслуженный ветеран.
Юноша, только что поступивший в университет с амбициями изменить мир.
Ключевые моменты:

Моральный выбор: Игра затрагивает темы морали, этики и субъективной оценки жизни. Участникам предстоит решить, чья жизнь важнее и на каких основаниях.

Аргументация: Участники учатся строить логичные и обоснованные аргументы, чтобы убедить других в своей точке зрения.

Компромисс: Коллективное решение всегда требует уступок. Игроки должны быть готовы к тому, что их личное мнение может не совпасть с решением группы.

Эмоциональная вовлеченность: Игра призвана погрузить участников в эмоционально сложную ситуацию, стимулируя эмпатию и понимание чужих точек зрения.

Пример хода игры:

Ведущий показывает фотографии и рассказывает о десяти людях, нуждающихся в пересадке сердца.
Игроки по очереди высказывают свои мысли, обсуждают достоинства и недостатки каждого кандидата.
Один участник может предложить спасти молодую мать, аргументируя это тем, что она растит троих детей. Другой может возразить, что важнее спасти ученого, который может изменить будущее миллионов людей.
В процессе обсуждения участники начинают понимать, что нет "правильного" выбора, и что каждый аргумент важен.
В итоге группа приходит к компромиссному решению, обсуждая не только логику, но и эмоции, которые вызваны судьбами представленных людей.
Рефлексия:

После завершения игры участникам предлагается обсудить, как они пришли к решению, какие чувства и мысли у них возникали во время игры. Ведущий может задать вопросы:

Как вы чувствовали себя, принимая такие сложные решения?
Было ли ваше мнение учтено при окончательном выборе?
Что помогло группе прийти к единому решению?
Какой урок можно извлечь из игры?
Заключение:

«Операция: Последний шанс» — это не просто игра, а уникальная возможность для участников поразмышлять над важными этическими вопросами и развить навыки аргументации и работы в команде. Эта игра заставляет задуматься о том, как мы оцениваем жизнь других людей и какие факторы влияют на наши решения в сложных ситуациях.