Возрастные особенности детей
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ: СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (13-17 ЛЕТ)
В этот период большое значение приобретает ценностно-ориентированная активность.
Главная особенность детей в возрасте 13-17 лет: они начинают считать себя взрослыми, постоянно пытаются доказать это окружающим, иногда даже зациклены на этом. Активно проявляется интерес к противоположному полу. Достаточно общительны, начинают отстаивать свою точку зрения. Порой любят больше говорить, чем делать. У человека в таком возрасте обо всем есть свое мнение, поэтому дети хотят, чтобы их пожелания, мнения, доводы учитывались в течение лагерной смены.
Вы должны быть авторитетом для своих воспитанников. Не допускайте панибратства, «дешевый авторитет» не поможет при работе с детьми, а наоборот. При работе придется столкнуться с курением, нарушением правил поведения и дисциплины, и необходимо строго реагировать на это.
Возрастные особенности.
Физических рост и развитие:
· девочки примерно на 2 году опережают в развитии мальчиков;
· завершается рост скелета;
· изменение сердечно-сосудистой системы, из-за чего повышается утомляемость;
· повышенная возбудимость;
· хорошая координация движений.
Характерные особенности:
· со взрослыми хотят общаться «на равных»;
· формирование собственного мировоззрения;
· подчиняются группе;
· иногда нуждаются в необходимости побыть одному;
· поиск себя;
· интерес к противоположному полу;
· крайности в поведении (например: ничего не хочу, сам се знаю и т.п.)
· беспокойство о внешнем виде.
Советы вожатым:
· создавайте условия для интересного отдыха и развития воспитанников;
· при планировании мероприятий учитывайте интерес к противоположному полу;
· руководите подростками без излишнего давления со стороны взрослого;
· учитывайте интересы и пожелания детей, однако не нужно идти на поводу;
· с первых дней (огрпериод) строго относитесь к педагогическим требованиям;
Педагогические ситуации и способы их решения.
1. Конфликтность, упрямство, как вызов взрослым и обществу в целом. Мнение сверстников порой важнее, ценнее мнения взрослых, педагогов.
Решение: Беседа с подростками, выявление и учет их интересов при планировании деятельности, совместная работа, сотрудничество с ними. Обязательно заслужить авторитет вожатого.
2. Замкнутость, одиночество, раздражительность, интерес к себе.
Решение: Индивидуальные беседы с воспитанниками, выяснение причин поведения, помощь в преодолении ситуации.
3. Чрезмерная самостоятельность.
Решение: Учитывать при планировании мероприятий, представлять детям подконтрольную свободу действий, свободное время.
4. Интерес к противоположному полу.
Решение: Проводите беседы, огоньки с детьми, постарайтесь тактично раскрыть детям красоту настоящей любви.
5. Курение, попытки употребления алкоголя, энергетиков.
Решение: Проведение бесед, разъяснительных работ. Контролирование детей, особенно за территорией лагеря (на пляже, во время экскурсий). При необходимости организовать беседы психологом, сотрудником по делам несовершеннолетних.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-9 ЛЕТ)
Переход от дошкольного детства к школьной жизни – переломный момент в развитии любого ребенка.
Детям этого возраста очень важен авторитет взрослого человека: ребенок будет слушаться вас просто, потому что вы старше. Для ребенка в период лагерной смены вы будете как «мама» или «папа». В работе большое внимание нужно уделять организации быта ребенка. Главное, чтобы дети были постоянно заняты играми, мероприятиями и т.п. Даже бытовые моменты можно проводить в игровой форме (например, не "уборка комната", а игра «чистюля»). Главное не лениться, всегда быть с детьми, если вы даете детям задание для самостоятельного выполнения, контролируйте процесс, помогайте при выполнении.
Особенности детей младшего школьного возраста.
Физический рост и развитие:
· руки и ноги растут быстрее тела;
· рост тела мальчиков быстрее, чем у девочек;
· сердечно-сосудистая система развивается медленнее других органов и систем тела, в результате у детей наблюдается быстрая утомляемость, особенно при выполнении однообразных движений;
· нервная система развивается очень активно;
· опорный аппарат и мускулатура еще не окрепли, особенно мышцы спины и пресса, что необходимо учитывать при проведении спортивных мероприятий, так как это повышает возможность различных травм (например, растяжение связок), нарушение осанки.
Характерные особенности младшего школьного возраста:
· высокий уровень активности;
· значимая награда – похвала;
· рассеянность внимания (не могут долго концентрировать свое внимание на чем-то определенном);
· требуют в постоянной деятельности и внимания;
· бурно проявляют эмоции;
· достаточно часто проявление беспокойного состояния;
· при неудаче в деле, резко теряют интерес к продолжению этого вида деятельности;
Советы вожатым при работе с детьми 7-9 лет:
· проводите с детьми больше подвижных игр;
· обучайте правилам самообслуживания и навыкам полезного труда;
· обязательна конкретика поручений (фраза «убраться в комнате» не содержит конкретику, а «заправить кровать, сложит вещи в тумбочке, приготовить грязные вещи на стирку и т.п.» воспринимается намного легче);
· меняйте виды деятельности: конкурсы, КТД, игры и мероприятия по времени не должны быть продолжительными;
· Обращайте внимание на достижения детей: хвалите и поощряйте их.
Прогнозируемые ситуации и советы по их решению.
Скучает по родным, тоскует по дому, особенно переживает расставание с семьей. Боится новой обстановки: новые условия проживания, режим, коллектив. Часто слезы.
Отвлечь ребенка интересными занятиями, переключить внимание на что-то интересное ребенку, вовлечь коллективную деятельность (отрядные дела), поручить несложное, но важное и ответственное задание, при выполнении которого воспитанник сможет почувствовать себя нужным в отряде.
Постоянно задают большое количество вопросов различной тематики(любознательность).
Обязательно внимательно выслушивать каждого ребенка, спокойно, подробно и развернуто отвечать, объяснять и повторять ответ столько раз, сколько необходимо ребенку для полного понимания ответа.
Гиперактивность, неусидчивость
Проводите больше игр и мероприятий с двигательной активностью. Обязательно учитывать физические возможности детей, соблюдать технику безопасности.
Отсутствие навыков самообслуживания (не умеют заправлять кровать, стирать вещи, следить на санитарно-гигиеническим состоянием и т.п.) и соблюдения режима дня (требуется время для адаптации к жизни «по новому графику»).
Приучать к порядку. Проявлять внимание и заботу, в первые дни выполнять действия вместе с ребенком (например, вместе заправлять кровать, убирать вещи), постепенно приучая к самостоятельности.
Повышенный интерес ко всему новому (что-то новое всегда готовы попробовать все на вкус).
Проводить беседы, рассказывать детям об интересующих их темах, предметах, явлениях. Это поможет предупредить самостоятельное и не всегда безопасное изучение детьми чего-то нового. Заранее в беседе предотвращать чрезвычайные ситуации.
Сильная впечатлительность.
Нельзя рассказывать детям «страшилки», истории о паранормальных явлениях так же нежелательны. Если это уже произошло, и кто-то иной рассказал страшную историю, успокоить детей, спокойно и аргументировано объяснить невозможность ситуации в реальной жизни.
Замкнутость, неуверенность в себе, нежелание участвовать в жизни отряда.
Завлечь интересными видами деятельности, дать ответственное задание, чтобы ребенок чувствовал себя нужным. Проводить интересные, нестандартные отрядные мероприятия, вызывая желание детей участвовать в них.
Повышенный травматизм.
Соблюдение техники безопасности, проведение бесед и инструктажей. Обязательно учитывать физические способности детей. Уточнить у медика состояние здоровья и возможные ограничения для занятия спортом.
Работа с детьми младшего школьного возраста очень интересна, насыщена, и полезна, хоть порой и утомительна. Дети в таком возрасте очень искренние, и по-настоящему любят своих вожатых, как родителей.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (10-12 ЛЕТ)
Это уже не малыши, но еще не старшие дети. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Дети такого возраста всегда готовы вам помочь, так как у них развито желание лидерства. Разработайте систему мотивации и поощрений. При нарушении правил поведения, как правило, идут на этот шаг осознанно, зная, что можно, а что нет (например, попробовать курить, подраться и т.д.). Часто дети захотят поделиться своими секретами, доверить какую-либо информацию, попросить помощи. Выслушать ребенка, дать совет очень важно. Важно выделить лидера в коллективе, сплотить отряд.
Дети стремятся подражать старшим и пример вожатого очень важен. Авторитет вожатого должен быть более значимым для детей, нежели пример курящего ребенка из старших отрядов.
Беседа – лучший метод воздействия.
Особенности детей среднего возраста
Физический рост и развитие:
· у девочек очень резкий скачок в росте, по сравнению с мальчиками;
· у мальчиков период замедления роста;
· непропорциональное развитие тела вызывает ощущение неловкости, неуклюжести;
Характерные особенности:
· физические навыки, ловкость и сила оказывают большое влияние на статус среди сверстников и на мнение о себе;
· начинается формирование критического мышления;
· колебания настроения;
· боятся проиграть, чувствительны к критике;
· начинают понимать и принимать нравственные нормы;
· шумны, любят спорить;
· начинают проявлять интерес к противоположному полу, в то же время возможны конфликты.
· энергичные, инициативные, «легки на подъем»;
· стремятся к лидерству и соперничеству;
· хотят выглядеть постарше, взрослее среди сверстников, с помощью копирования определенных элементов (не всегда положительных) поведения взрослых.
Советы вожатым:
· организуйте больше коллективных игр;
· учитывайте интересы детей при выборе деятельности;
· организуйте спортивные игры и мероприятия;
· развивайте элементы самоуправления в отряде;
· давайте детям возможность реализовать творческий потенциал;
· обращайте внимания на достижения ребенка и отряда в целом, хвалите и поощряйте детей.
Прогнозируемые ситуации и советы по их решению.
Обидчивость, бурная реакция на несправедливость.
Обязательно разобраться в причинах, повлиявших на поведение ребенка. Отзывчивое, доброе, внимательное отношение к воспитанникам.
Попытки курения и употребления алкоголя, игры в карты, употребление нецензурных выражений при разговоре, излишнее использование косметики и украшений у девочек.
Необходимо проводить профилактическую работу: разъяснительные беседы, инструктажи. Предъявление педагогических требований. Пресекать возможность употребления алкоголя, энергетиков, курения. Привлекать специалистов при необходимости (методист, психолог, старший вожатый).
Замкнутость, одиночество.
Привлекать к отрядным, коллективным мероприятиям. Завлечь интересным делом. Дать ответственное, выполнимое задание, для ощущения необходимости в коллективе. Больше общения с такими детьми. Выявить причину подобного поведения.
Плохое поведение, специальные действия «наперекор» вожатым, конфликты.
Беседовать с детьми, выявлять их интересы и потребности, при выборе деятельности учитывать их. Организовать элементы самоуправления в отряде. Стать примером для подражания для детей, заслужив авторитет.
Появление секретов, укромных мест, проявление озорства и шалости, интерес к противоположному полу.
Доверительные отношения с детьми помогут узнать секреты детей, совместно сохранить их, разумно использовать, давать советы, направлять по правильному пути. Организовывать мероприятия для взаимоотношений мальчиков и девочек.