Конфликты и их профилактика в условиях учреждений летнего отдыха
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими. Негативную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что человек чувствительнее к словам других, нежели к тому, что говорит сам. Мы болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию. Поэтому вожатому необходимо учить и настаивать на том, чтобы общение между детьми было дружелюбным, толерантным.
Необходимо учить подростков правилам бесконфликтного общения:
Правило 1.Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Не забывайте, что, если не остановитесь сейчас, позднее сделать это будет практически невозможно.
Правило 3. Проявляйте благожелательные посылы в адрес собеседника.
Приведём типы конфликтогенов
Стремление к превосходству
1. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
2. Снисходительное отношение, т.е. проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Как можно этого не знать?", "Неужели вы не понимаете?"
3. Хвастовство, т.е. восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание "поставить на место" хвастуна.
4. Категоричность, безапелляционность – проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности, такие, как "Я считаю", "Я уверен". Вместо них безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: "Я думаю", "Мне кажется", "У меня сложилось впечатление, что …"
5. Навязывание своих советов. Существует правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят.
6. Перебивание собеседника, повышение голоса, поправка одним другого. Тем самым показывается, что мысли одного человека более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.
7. Утаивание информации. Информация может утаиваться по разным причинам: например вожатым от детей из благих побуждений, чтобы не расстраивать плохими новостями. Однако отсутствие информации вызывает состояние тревоги. К утаившему что-либо вожатому дети навсегда теряют доверие.
8. Подшучивание. Его объектом обычно становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор.
9. Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является конфликтогеном.
10. Напоминание (возможно, непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.
11. Перекладывание ответственности на другого человека.
Проявления агрессивности:
Агрессия может проявляться, как черта личности и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.
Проявления эгоизма:
Эгоизм – это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявления эгоизма заключаются в отношении к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей.
Разрешение конфликта начинается с установления причин его возникновения. Сложность состоит в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.
Есть несколько формул, по которым можно попытаться решить конфликт.
7. Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт.
Конфликтная ситуация– накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент– стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт– это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Разрешить конфликт–это значит устранить конфликтную ситуацию, исчерпать инцидент.
2. Сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Разрешить конфликт по этой формуле – значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
Какие ситуации могут привести вожатого к конфликтам с детьми? Обычно это недостатки в организации их жизнедеятельности и управление вожатого отрядом. Перечислим те из них, которые наиболее часто приводят к конфликтам:
· отсутствие отдачи детям за их активную творческую жизнедеятельность в лагере;
· неблагоприятные условия для существования отряда;
· недостатки в организации работы отряда;
· несоответствие прав и обязанностей;
· постоянное отсутствие вожатого в отряде, вынужденное бездействие;
· недостаток ресурсов для выполнения заданий;
· отсутствие четкости в распределении обязанностей;
· несправедливые действия вожатого по отношению к детям.
Предупреждение конфликтов предполагает:
1) постоянную работу по улучшению условий деятельности отряда, совершенствованию поощрений, улучшению организации деятельности;
2) строгое следование духу лагерного законодательства;
3) соблюдение профессиональной этики педагога;
4) учет ожиданий вашего отряда.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации могут быть следующие:
1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить непосредственных участников. Эти вопросы не просто решить. Сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником лагеря по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, воспитанники страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу" целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно, с посредником или без него, кто может быть посредником, устраивающим обе стороны в равной степени.
3. Согласовать процедуру переговоров. Следует определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта. На этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и возможного сближения позиций.
5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них с учетом возможных последствий.
6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.