Гиперактивные дети
Дополнительная информация к теме
«Возрастные особенности детей»
Для успешной работы в лагере вожатый должен стать для детей не руководителем, а товарищем, который имеет больше опыта, знаний, к которым бы все прислушивались. Чувствовать их настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, препятствовать возникновению конфликтов, контролировать ситуацию, решать возникшие конфликтные ситуации и не давать развиваться новым, чувствовать свое место в тех или иных видах работы, умело предоставлять свободу детям. Для этого необходимо знать свои права и обязанности, хотеть их выполнять.
Знание интересов, увлечений детей и подростков в различном возрасте дает возможность правильно ориентироваться в их мире, разумно реагировать на настроение детей, чувствовать их состояние в зависимости от обстоятельств, по возможности направлять деятельность, корректировать ее.
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ
Дети 7-9 лет. В последнее время среди детей данного возраста выделяют детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или как их еще называют гиперактивные дети.
Как проявляют себя:
Ø Не умеют сидеть спокойно на месте, когда это требуется
Ø Легко отвлекаются на посторонние стимулы
Ø Не терпение, не умеют дождаться своей очереди во время игр, в различных ситуациях
Ø С трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игр
Ø Часто может складываться впечатление, что ребенок не слышит, обращаемую к нему речь
Ø Часто теряет, забывает вещи
Ø Может совершать опасные действия, не думая о последствиях (залезть на дерево и прыгнуть вниз)
Таким образом, данного ребенка отличает то, что он не в состоянии контролировать свое поведение, он постоянно импульсивен. Постоянно находится в движении и активен. Движения имеют лихорадочный, беспорядочный характер.
Рекомендации для вожатого:
Ø Во взаимоотношениях придерживаться позитивной модели. Хвалить его, когда заслужил, подчеркивать его успехи
Ø Разговаривать с ним сдержанно, спокойно, мягко. Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка. Старайтесь избегать повторения слов «нет», «нельзя»
Ø Определите совместно рамки поведения: что можно, а что нельзя
Ø Оберегайте его от переутомления, так как оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности
Практические рекомендации вожатому гиперактивного ребенка
В работе учитывать следующие моменты:
1. Изменение окружения:
Ø Изучите особенности данных детей
Ø Старайтесь строить «индивидуальную» работу с ребенком. Всегда должен находиться перед Вашими глазами
Ø Включайте в занятие физкультминутки
Ø Разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать в определенном месте
Ø Предоставить ребенку возможность быстро обращаться к Вам, в случае затруднения
Ø Направлять энергию гиперактивных детей в нужное русло: сходить куда - то, раздать что – то
2. Создавать положительную мотивацию на успех:
Ø Чаще хвалить
Ø Избегать завышенных или заниженных требований
Ø Использовать на занятии элементы игр и соревнований
Ø Давайте задания в соответствии со способностями ребенка
Ø Большие задания разбивайте на части и контролируйте их выполнение
Ø Создавайте ситуации, в которых ребенок может показать свои сильные стороны
Ø Игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные
Ø Помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его
3. Коррекция негативных форм поведения:
Ø Способствуйте снижению агрессии
Ø Обучайте основным социальным навыкам общения
Ø Регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
Критерии оценки | Гиперактивный ребенок | Тревожный ребенок |
Контроль поведения | Постоянно импульсивен | Способен контролировать поведение |
Двигательная активность | Постоянно активен | Активен в определенных ситуациях |
Характер движений | Лихорадочный, беспорядочный | Беспокойные, напряженные движения. |