Временный детский коллектив
Временный детский коллектив.
Временный детский коллектив - группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.
Специфические особенности ВДК:
· кратковременный срок совместной жизнедеятельности (срок смены);
· специфичность состава (дети приехали из различных функционирующих постоянных коллективов: семья, двор, школа, класс и т.д.);
· замкнутый характер организации жизни (временная «изоляция» детей от непосредственного влияния постоянных коллективов);
· круглосуточный контроль отрядных вожатых
Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.
1. Период адаптации, информационного поиска – оргпериод.
Это начальная стадия развития временного детского коллектива. Это период первоначального формирования отношений и перспектив будущей смены. Психологическое состояние коллектива - это, прежде всего, состояние ожидания, общего эмоционально-нравственного напряжения, связанного с дефицитом информации и чувством незащищенности, вызванного отрывом от привычной среды. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий, но не на деловой основе. Общая эмоциональная атмосфера - возбужденно-приподнятая, царит «фестивальное настроение».
В этот период у детей доминирующая потребность - потребность в адаптации к новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своем положении в нем, а также потребность в «узнавании» территории лагеря.
Состояние большинства детей можно охарактеризовать как эмоциональное, нравственное напряжение, связанное с дефицитом полезной информации.
Состояние межличностного общения - интенсивное узнавание товарищей с целью прогнозирования своей роли в новой среде. Поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения.
Структура отряда. Официальная - складывается в результате организации деятельности. Неофициальная - очень ситуативна и складывается в диады, триады, в основном, на бытовом уровне.
Основная функция вожатого - организаторская. Он выступает носителем тех норм, требований, традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства. Посредством рациональной организации деятельности и регулирования общения, корректировки отношений, вожатый помогает ребятам в создании отрядного самоуправления, как условия для опосредованного руководства. Передает часть своих функций ребятам, добровольно принявших на себя функции ответственности за определенный участок деятельности отряда в системе отрядного самоуправления.
Показатели успешной деятельности на этом этапе развития коллектива:
- ребята удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, товарищах, вожатых;
- в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований;
- в отряде складывается атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
- отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.
2. Период делового сотрудничества.
Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период сразу после того, как сформирована официальная структура (отрядное самоуправление), каждый выбрал для себя поручение ответственности и заботы, определены перспективы на смену, выработаны в отряде законы жизни и отношений. Этот период должен стать своеобразным фундаментом для развития отношений в коллективе.
Доминирующая потребность ребят - реализовать себя в официальной структуре.
Общение носит деловитый, деятельный характер.
Структура отряда. Официальная - активно сотрудничает. В неофициальной - появляются отдельные группировки, связанные сходной оценкой назревающей в отряде ситуацией.
Основная функция вожатого - организатор организаторов.
Задачи:
- способствовать гуманизации деловых отношений, приводя их к образцу «забота друг о друге»;
- оказать помощь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;
- организовать коллективно-творческую деятельность интересную для ребят, в соответствии с возрастными потребностями;
- активизировать работу отрядного самоуправления, помочь в организации деятельности ребятам-организаторам;
- способствовать укреплению авторитета отряда.
Показатели успешной деятельности:
- официальная структура работает неформально;
- выделился и утвердился костяк ребят-организаторов.
3. Период скрытых внутренних конфликтов.
Продвижение отряда к сплоченности преодолевает не только прогрессивные изменения, но и определенные кризисы. Как показывают исследования ученых, существует своеобразная зависимость: всякая группа в процессе своего развития обязательно проходит период временного спада доминирующего психологического настроя среди членов группы и ухудшения личных взаимоотношений. Знание вожатым неизбежности подобного кризиса, его объективной обусловленности помогает преодолеть кризис, вывести отряд на новый уровень коллективообразования.
Следует заметить, что уже в периоде адаптации по мере получения информации рождаются скрытые конфликты. В ходе делового сотрудничества, непосредственного взаимодействия, во время которого неизбежно происходит «притирка характеров», отчетливо проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А ещё, одни ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а другие нет.
Такое состояние возникает как реакция на «фестивальное» настроение первых дней смены, как следствие стабилизации неформальных групп, их попыток утвердить себя. Чаще всего, это конфликт перспектив. Разочарование в связи с ожиданиями, но, главное, это конфликт, связанный со своей ролью в межличностных отношениях. Дети в этот период испытывают на себе двойное влияние (и нередко, противоречивое): ценностей, норм, установок развивающегося коллектива и той группы, к которой они принадлежат.
На фоне формально действующей официальной структуры в отношениях вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся отсутствием единства, пассивностью к деятельности и напряжением в межличностных отношениях. Своё разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить в ходе делового сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная деятельность.
На этот период доминирующих потребностей - нет. Имеются потребности, объединяющие детей в отдельные группы по однозначным мотивам, интересам ценностям.
Содержание межличностного общения - неофициальное обсуждение существующих порядков и не принятых в группе ребят, вожатых (т.е. сплетни).
Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:
- умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами ведения групповой дискуссии;
- умение найти подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят, поддерживающих линию на объединение и нравственную основу отношений в отряде;
- умение вожатого вести демократический разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить разговор от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта;
- вожатый должен быть защитником тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и тех, у кого нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, сквернословию, равнодушию;
- помочь ребятам в выработке общей идеи, которую разделяют все в отряде, или актуализировать те, что уже приняты в отряде, но бездействовали;
- умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, привлекательную для каждого и необходимую для всех;
- умение организационно обеспечить успех задуманной деятельности.
Распространенная ошибка вожатых - замкнуть конфликт на себе. Вроде «вы плохо поступили, я обиделась...» Да и детям так проще - «у нас всё плохо, потому что плохой вожатый». Ни в коем случае! Как бы «ужасно» не вели себя дети по отношению лично к вам, вы не имеете права обижаться! Необходимо набраться мудрости, терпения, такта и переключиться на межличностные проблемы детей. С другой стороны, нельзя в создавшейся проблемной ситуации делать виноватыми всех детей: и конкретно виноватых, и косвенно.
Каждый «виноватый» ребенок должен понимать причину и степень своей вины. А самое главное - ребенок сам должен осознать негативную сторону своего поступка и понять, что в отряде приветствуется «хорошее» в нем, а «плохое» осуждается.
Все боятся слова «конфликт». А ведь конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни, их не нужно бояться. Их следует использовать в педагогических целях, чтобы научить детей жить в обществе, находить цивилизованные пути к разрешению разногласий. Оказывается, конфликты могут быть полезными.
Во-первых, конфликт нарушает застой.
Во-вторых, он заставляет искать новые подходы к решению проблемы.
В-третьих, он вызывает перемены в людях, в организации дела.
В-четвертых, он изменяет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств. Другими словами, не будь конфликтов, не было бы роста, перемен, познания.
Показатели успешной деятельности:
- переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу;
- у всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле.
4. Период морально-волевого напряжения.
Все члены отряда, после конфликтного периода договорившись, сознательно проявляют волю, добиваясь успеха в осознанной коллективной деятельности. Период морально-волевого напряжения, связанный с общей деятельностью, начинается в рамках деловых отношений и заканчивается при заключение творческого союза.
Доминирующая потребность этого периода у детей - преодолеть существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояние можно охарактеризовать как морально-волевое напряжение.
Временно актуальность межличностного общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. Интенсивно действует официальная структура, на основе советов дела. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых группировок для «посторонних».
Основная функция вожатого - объединительная.
Деятельность должна быть обязательно коллективная, творческая, личностно и общественно значимая, подчеркивающая единство отряда в глазах каждого из его членов, а также на фоне более крупного сообщества (отрядов в корпусе, в лагере).
Помните! Действие после кризиса не терпит паузы. Начинать коллективно-творческую деятельность нужно сразу. Крайне необходимо создание и дальнейшее укрепление эмоционально стабильной обстановки в отряде.
Показатели успешной деятельности:
- желание к дальнейшим творческим делам;
- изменения уровня общения в отряде (нет кличек, насмешки превращены в мягкий юмор);
- проявление творческих лидеров, констатируется уменьшение количества или исчезновение отверженных.
5. Период творческого союза.
Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризируется радостью коллективного творчества.
Доминирующая потребность этого периода характеризуется желанием успеха в творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе. Положительный настрой формирует радостное, творческое состояние у детей.
Содержание межличностного общения - обсуждение творческого процесса. Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.
Структура переформировывается из советов дела в творческие группы. Видны первые признаки ориентированности официальной и неофициальной структуры.
Основная функция вожатого - творческая.
Показатели успешной деятельности:
- в лидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;
- отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый ..., подходя к первой общей нравственной ступени: самый дружный;
- стремление оценки своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятые всеми в коллективе.
6. Период гуманистических отношений.
К гуманистическим отношениям в отряде можно прийти только через идейное единство, т.е. осознание и утверждение идеи, которую разделяют все. Это - высший тип коллективных отношений, в которых каждый замечен и нужен, каждый необходим и любим всеми.
Внутри коллектива, достигшего высокого уровня развития, возникают такие психологические явления, когда переживания одного ребенка вызывает у остальных не просто сочувствие, а активные альтруистические действия, стремление оказать бескорыстную помощь и содействие.
В основе взаимоотношений лежит признание за каждым членом отряда одинаковых прав и обязанностей, готовность оказывать содействие и поддержку, требовательное отношение и к товарищам по отряду, и к себе, готовность действовать и переживать в отношении любого другого члена отряда так же, как если бы этим являлся он сам.
Поскольку именно коллектив выступает как референтная группа в жизни всех своих членов, возникает благоприятная ситуация для социализации: коллектив становится непосредственным звеном между обществом и индивидом, презентуя общечеловеческие ценности в эмоционально подкрепленной форме.
Доминирующая потребность - потребность доказать свои лучшие качества, утвердиться в добрых поступках.
Содержание межличностного общения - забота друг о друге, готовность помочь, взаимовыручка, стремление к непрерывному общению.
Структура - официальная и неофициальная сориентированы. Диагностические исследования в этот период показывают снижение количества «звезд» и отсутствие «отверженных» в отряде.
Основная функция вожатого - добрый, умный, старший друг. Позиция вожатого - активный участник импровизаций, непрерывного праздника общения, тактичный подсказчик. Он умеет увидеть рост каждого, анализирует созданные общие ценности в отношениях и прогнозирует возможности внедрения их в собственную жизнь каждого ребёнка. Оставаясь другом, он выступает как хранитель «присвоенных» ценностей и «исповедником», духовным лидером на итоговом периоде и последействии.
Задачи:
- содействовать укреплению и развитию гуманистических отношений и самоутверждению каждого в этих отношениях;
- стремиться к созданию обстановки непрерывного праздника общения.
В ходе отрядной деятельности должна каждому предоставить возможность самовыразиться в соответствии с гуманистическими отношениями, предоставить широкое поле общения и возможность совершить поступок, в какой-то степени неожиданный для себя.
Каждому предоставлена возможность сравнить свои знания, умения, возможности. Поэтому все дела - индивидуально-коллективного характера, направлены на осознание себя, своего роста.
Создайте условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для отдельного ребенка на долгое время после смены останется побудительным символом к развитию и саморазвитию. Это могут быть прощальные письма, вечер обмена адресами, написание добрых пожеланий в альбом, памятные подарки.
Показатели успешной деятельности и успешно проведенной смены:
- радость, высокая оценка и самооценка настоящей ситуации и возможностей в будущем;
- все дети осознают себя способными к дружбе, взаимопониманию, добру стремящимися понять мир, себя в нём;
- готовы развивать себя и улучшать окружающую жизнь; быть стойкими и не терять человеческого достоинства при различных обстоятельствах; понимающими, что такое совесть, честь, ответственность за себя и других. .
4 стиля работы с группой
1. Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.
2. Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)
3. Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.
4. Плывущий плот - соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный, пользоваться им нежелательно.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело
4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка:«Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.
Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.
Немного подробнее...
«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:
§ ребята мало знают друг друга;
§ нет общих интересов;
§ нет общих дел;
§ отсутствует авторитетный центр;
§ группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.
«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.
«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.
«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:
§ в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
§ дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
§ во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
§ у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
§ большинство ребят огорчают неудачи отряда;
§ члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
§ приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
§ хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
§ не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.
«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.
Особенности создания коллектива:
§ Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.
§ Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.
§ Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.
Кризисы развития коллектива
§ 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
§ 7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
§ 9 день – Кризис нелюбви (свечка).
§ 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
§ 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
§ 19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).
Типы организаторов
§ Художник Воздействует мимикой, речью, образами, картинами будущих достижений. Часто начинает со слов: «Представляете…»
§ Мыслитель Логически мыслит, прослеживается стройность в рассуждениях, стремится найти закономерности в работе. Внешние стороны отодвигаются на второй план. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.
§ Практик Привлекает собственным примером. Больше показывает как делать. Коллектив садится ему на шею.
Стиль работы организаторов
§ Разящая стрела Призывающий, настаивающий, жестко - требующий. Наиболее эффективен в группе «песчаная россыпь», «мягкая глина», «алый парус».
§ Возвращающийся бумеранг Советующийся, консультирующийся, коллегиальный, требующий, подходит для группы «Горящий факел», «алый парус», «мерцающий маяк».
§ Скользящий челнок Нелегко работать там, где стиль уговаривающий, просящий, компромиссный. Применяется как вспомогательный в зависимости от ситуации.
§ Плавающий плот Согласующий, уступчивый, малоэффективный, только вспомогательный.