Работа вожатого с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях
Работа вожатого с детьми,
находящимися в трудных жизненных ситуациях
Цель: Дать основы психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях в условиях временного детского коллектива
Задачи:
- Познакомить с особенностями личности и поведения детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
- Дать рекомендации по профессиональному взаимодействию с различными категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и поддержанию дисциплины в отряде.
В лагерь приезжают дети разные, в том числе дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях.
Как работать с такими детьми в лагере? Золотой ключик к сердцам таких ребят лежит в знании их психологии, умении выслушать и услышать, понять и почувствовать каждого, в умении увидеть все их глазами, принять их беды своим сердцем.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин “трудная жизненная ситуация” относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в психолого-педагогической литературе.
Под этим понятием понимают ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Однако в современном обществе остро стоит проблема дезорганизации семьи. Это связано прежде всего, с нарушением взаимодействия между супругами, рассогласованием в системе “родитель – ребенок”, взаимным отчуждением детей и родителей и др.*
Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспи тательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей, испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В Федеральном законе Российской Федерации “Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации” от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 28 ноября 2015 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это - дети:
- оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
- дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети - жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый ребенок, т. к. источниками риска могут быть:
- искусственная среда обитания (экологические аспекты);
- внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);
- естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);
- непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска - горы, пещеры и т. д.; активный спорт);
- социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.); и др.
Прогнозируемые трудности | Возраст детей |
Непослушание, действие наперекор, постоянные споры | |
Быстрая утомляемость | |
Упрямство, непоседливость, споры по поводу и без | |
Проявление чрезмерной самостоятельности | |
Впечатлительность, эмоциональная неуравновешенность | |
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, интерес к себе | |
Девочки опережают в своем физическом развитии мальчиков | |
Обыкновенные вопросы выводят из равновесия и кажутся посягательством на независимость | |
Копирование привычек, манеры поведения и лексикона взрослых | |
Рекомендации по работе с разными категориями детей, находящимися в трудных жизненных ситуациях
С детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях часто происходят форс-мажорные события. В такие моменты необходимо:
- быть рядом с ребенком, успокоить его и поддержать;
- перестать требовать от него “полагающегося” поведения и свести к минимуму свои ожидания и претензии;
- сообщать требование или запрет дружественно-разъяснительным тоном;
- в случае необходимости делать замечания адресно.