ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
Даже, казалось бы, пустяковая процедура пли правило в случае неправильного применения может погубить важную программу.
Г. Кунц, С. О'Доннел
Эффективная социально-педагогическая работа в загородном лагере во многом начинается с проективной деятельности, которая по самому общему пониманию «есть идеальное промыслевание и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть» (Н. Г. Алексеев).
Термин «проектирование» до сих пор используется большинством практиков неохотно и осторожно. Вместо него педагоги предпочитают говорить о «создании», «планировании», «разработке» и т. п. В то же время широкое распространение в лагерном сообществе программно-целевого подхода свидетельствует о проникновении в сознание специалистов идей и принципов проектирования.
В современной науке проектирование связывают прежде всего с постановкой цели, формированием программ, разработкой планов, конструированием и селекцией (отбором) средств получения ожидаемых результатов. Все это позволяет определить логику проектировочной деятельности и конечный результат каждого из ее этапов.
4.1. ЭТАП I — КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
ШАГ 1. На этом самом первом этапе осуществляется формулирование общей идеи, общего замысла будущей деятельности. Определяются на основе комплексного анализа главные «болевые точки» той проблемы, которую предстоит решать, намечается контур «потребного будущего». В менеджменте для обозначения общего замысла будущей деятельности употребляют термин «миссия». В нашем аспекте миссия — это определенные базовые ценности и руководящие принципы деятельности лагеря. Например: «Принципиальной позицией лагеря является помощь подросткам в обретении социапьной зрелости через самопознание».
ШАГ 2. На следующем шаге концептуализации определяются основные направления действий, которые надо совершить для того чтобы «преобразовать существующее положение дел в ожидаемом и желаемом аправлении» (В. И. Слободчиков). К примеру, специалисты, обсуждая роблему, приходят к выводу о проведении профильной смены в том или ном лагере, количестве участников, кадровом составе взрослых, сроках проекта и т. д. На этом этапе намечают общие способы и необходимые уовия (имеющиеся и требуемые) достижения основных целей проекта. Это могут быть:
· экономические основы проекта;
· идеи возможных форм и направлений сотрудничества;
· эскизные модели инновационных (или традиционных) вариантов решения, стоящей перед организаторами проблемы и т. д.
ШАГ 3. Самый ответственный шаг в концептуальной разработке, предполагающий обоснованное прогнозирование социокультурных психолого-педагогических и т. п. последствий реализуемого проекта. Чем серьезнее организаторы профильной смены подойдут к прогнозированию, определят возможные позитивные и негативные последствия проекта, тем эффективней будет предстоящая социально-педагогическая деятельность в лагере.
Деятельная разработка всех шагов позволит получить первый важный документ-концепцию. Естественно, термин «документ» не обязательно отражает то, что могут получить специалисты-лагерники. Концепция не имеет, на наш взгляд, жестких рамок в своем оформлении и представлении. Поэтому в одном случае концепция — это миссия плюс несколько строчек о предполагаемом результате и необходимых ресурсах. В другом — это серьезный, хорошо продуманный документ, позволяющий говорить о профессиональном отношении к делу. В-третьих, концепция — это лишь мысли и идеи авторов, не воплощенные в конкретную текстовую форму.
Этот этап, по мнению М. Б. Коваль, может стать периодом разработки стратегической карты программы. Она складывается из:
> анализа социальной ситуации, нормативных документов и материалов, адресованных организаторам летнего отдыха с целью конкретизации социального заказа на деятельность лагеря;
> анализа путей подбора кадров и изучения потенциала педагогического персонала;
> анализа ожиданий и опасений детей — предполагаемых участников смены;
> анализа существующего опыта реализации подобных смен в ДОЛ;
> анализа ресурсов лагеря для проведения профильной смены.
На основании данных подготовительного этапа появляется возможность определить цель, задачи, основные направления, условия работы и ожидаемый результат. На подготовительном этапе формируются главные положения философии смены. Затем оформляется программа профильной смены. Дело это нелегкое, и те, кто хоть раз занимался программированием, знают, как непросто порой то, что проговорено устно или существует в форме заметок, перенести на бумагу в виде стройной системы идей и способов реализации.
4. 2. ЭТАП II — ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Социально-педагогическая работа в современных загородных лагерях — зто прежде всего работа по специально разработанным программам. Профильная смена — это реализация профильной программы. Поэтому для успешной подготовки и проведения специализированной социально-педагогической смены надо разработать хорошую профильную программу, в основе которой должна лежать концепция.
О лагерных программах последнее время говорят и пишут немало. Можно сказать, что последние 5-6 лет отечественное лагерное движение переживает «программоманию». Но мы уверены, что программирование — не просто мода, а закономерный этап в развитии системы научно-методического обеспечения летнего отдыха детей и подростков в нашей стране. Программы на данном этапе развития общества необходимы также школам, детским организациям, центрам детского творчества и т. д. Почему? Ответим словами ведущих специалистов в области разработки образовательных программ В. С. Лазарева и М. М. Поташника: «Программы нужны в нестабильных, динамично изменяющихся условиях, чтобы понимать, что происходит, что это дает или чем грозит. В хорошо предсказуемом и медленно изменяющемся мире нет нужды глядеть далеко» (4, с. 45). Не будем спорить с последним утверждением известных ученых, но заметим, что в практике работы лагерей США программам тоже уделяют много внимания, т. к. американцы считают, что программа — это и есть лагерь, «это то, что происходит в лагере день за днем» (1. с. 31).
Программа — это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т. к. ее разработка «заставляет» администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию.
Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей. Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в которой соединяются усилия детей, их родителей, владельцев, администрации, педагогов и сотрудников лагеря), можно сделать вывод — программа помогает всем участникам педпроцесса осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут, и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).
Не погружаясь больше в размышления о программировании в лагерном движении, сосредоточимся на программе профильной смены. Что же такое программа? Во-первых, программа — это документ, в котором должны быть отражены содержание и система работы детского и взрослого коллективов лагеря на определенный период. Во-вторых, программа — результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение стратегических и тактических целей деятельности лагеря (или объединения), выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла. В-третьих, программа — модель будущей деятельности, которая должна давать ответы на вопросы:
1.Каково реальное положение дел сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?
2.Какой бы хотелось видеть деятельность в лагере?
3.Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?
Используя предложенное выше понятие «миссия», можно заключить, что миссия данного этапа проектирования (т. е. программирования) состоит в дальнейшей разработке модели смены и доведении ее до уровня практического использования.
Профильная (специализированная) программа — проект с одним ве-дущим направлением деятельности, ориентированный чаще всего на определенную категорию и контингент детей.
Таким образом, социально-педагогические проекты специализированных смен для детей-инвалидов, для подростков с дсвиантным поведением, юных лидеров детско-подростковых организаций и т. п. — это профильные лагерные программы. Но, подчеркнем, выделение ведущего направления не означает, что в содержании программы будут отсутствовать другие «лагерные» виды деятельности. Программы для детей-инвалидов, проводимые нами, к примеру, предусматривали и лесные прогулки, и занятия физкультурой, различные творческие деяния и конкурсы, только все это с учетом возможностей детей.
По продолжительности реализации программы делятся на долгосрочные и краткосрочные.
К долгосрочным профильным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет. Разработка такой программы требует серьезнейшей подготовки, так как она ориентирована на не менее чем две летние профильные смены и эффективную постлагерную работу между ними. В нашей стране интересный опыт разработки таких программ накоплен в Москве (Центр «Четвертый мир» — работа с девиантными подростками), в Тюмени (областной детский центр «Ребячья республика» — работа с активистами школьных детских объединений), в Санкт-Петербурге (программы общественных организаций, ориентированные на поддержку детей-инвалидов), в Липецкой, Костромской областях и во многих других регионах. (Более подробную информацию о профильных программах, наиболее результативно реализуемых в стране, можно найти в сборниках Госкомитета по делам молодежи, изданных по итогам Российского конкурса в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи 1996— 1999 гг.)
При этом составной частью долгосрочной программы должна стать целевая программа (или план) проведения каждой конкретной смены.
Краткосрочные программы — программы, реализуемые в течение менее длительного срока: лагерный период. Именно этот вид профильной программы наиболее популярен среди практиков социально-педагогической работы в ДОЛ.
Размышляя о программах, следует упомянуть и о таких типах программ, как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т. е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В то же время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, «не перекроена» под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности. К этому можно добавить, что разработчикам авторских и адаптированных программ нелишне помнить слова философа Э. Канта: «В любых обстоятельствах имейте мужество воспользоваться своим умом».
К профильной программе наука и практика предъявляют специальные требования, несоблюдение которых может печально отразиться на ее эффективности. Выделим основные из них:
Актуальность — свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т. п.).
Целостность — это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности ДОЛ; целостность программы — это, прежде всего, ее логичность.
Прогностичность — свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребуемо). но и предполагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к социально-педагогической деятельности лагеря. Без учета этого требования спланировать эффективный постлагерный период невозможно.
Реальность — требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т. п.) конкретного ДОЛ. конкретного детского и взрослого коллективов.
Оригинальность — качество программы, направленное на то, чтобы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем. Какова же структура программы, что важно учитывать при ее конкретной разработке?
4.2.1. Структура программы смены
Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты. Это, на наш взгляд, «минимальный набор», позволяющий программе быть программой. Часто встречаются и другие элементы: например, кадровое обеспечение, имидж, предполагаемые затраты. Их значимость в программе определяется ее назначением. Например, рабочий вариант программы, подготовленный педагогической командой, для которой важна прежде всего идея будущей смены, ее философия, может и не иметь разделы финансового и кадрового обеспечения.
Рассмотрим подробней основные разделы структуры:
1. . Введение (объяснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.) В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (на момент разработки программы). Здесь же указывается точный адрес программы, т. е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т. п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется оригинальное название программы (при его наличии).
2. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия «цель» и «задачи». Цель — образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному моменту времени. Задача — это частная цель, мини-цель, «это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели» (4, с. 27). Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым, побудительным. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы:
· было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря;
- для ее решения имелись реальные возможности;
· ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана;
· побуждать (мотивировать) реализующих (детей и взрослых) действовать в направлении ее достижения.
Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну — две цели и несколько конкретизирующих задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы.
И еще один принципиальный с нашей точки зрения момент. Определяя, формулируя цель предстоящей смены в лагере, педагог должен помнить, что истинно субъективная позиция участников социально-педагогического процесса невозможна без их самоопределения по целям. Педагогические цели и задачи не вносятся извне, а вырабатываются совместно с детьми даже в том случае, если смена задается программой. Тогда самоопределение происходит в ее рамках.
Таким образом, прежде всего педагог помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами (объединениями) и перед каждым ребенком в отдельности, и формирует договорные отношения в сообществе уже в организационный период лагеря (2. с. 4).
3. Содержание (блоки программы, основные направления и т.п.). Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, подпрограммы, направления и т. д.), представляющие относительно самостоятельные разделы. Например, программа «Летний мир» (Центр СПАИМ) - одна из победителей липецкого областного конкурса вариативных программ в сфере детского отдыха и оздоровления 1997 года и лауреат федерального, имеет семь подпрограмм, через которые реализуются главные идеи этого проекта. Среди них: «Лидер» (развитие лидерских способностей подростков), «Лад» (нравственное совершенствование детей и взрослых), «Левша» (развитие трудовых умений и навыков), «Лесные маршруты» (природоведческое направление и экологическое просвещение) и т. д.
В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует излишней детализации. Предположим, запланирован турпоход; его точные сроки проведения, маршрут, состав участников в программе может и не указываться. Подобная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который, по сравнению с программой, носит более конкретный и детализованный характер.
4. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы и т. д.). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т. п.).В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешними внутренним. Внешний — это когда для реализации программы необходимо участие «внешних сил». Так. для профильной смены одаренных детей в области гуманитарных наук (программа «Белая ворона», лето 1995 г.) необходима была поддержка областных органов образования. Липецкого государственного педагогического института. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил. Внутренних резервов.
Главное назначение этого раздела — продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.
5. Результаты (итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами любой профильной смены является развитие ребенка, его социальное закаливание. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т. с. новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатами социально-педагогической работы лагеря.
В программу могут быть включены разнообразные приложения: программы работы кружков и студий, план работы психологической службы, описание лагерной (сменной) атрибутики и т. д
4. 3. ЭТАП III — ПЛАНИРОВАНИЕ
Безусловно, этот этап проектирования хорошо знаком всем педагогам-лагерникам. В самом общем виде планирование — это пошаговая фиксация действий по выполнению проекта. При более скрупулезном рассмотрении под планированием профильной смены следует понимать процесс совместной деятельности педагогов и детей по определению целей, содержания и способов организации социально-педагогического процесса и жизнедеятельности в лагерном сообществе, организаторов и участников предполагаемых на смене акций, сроков их проведения.
План смены — это не что иное, как модель будущего состояния социально-педагогического процесса, осуществляемого на смене. При этом следует помнить, что этот процесс должен отражать необходимое, возможное и желаемое состояние жизнедеятельности лагерного сообщества.
Необходимое — это то состояние, которое моделируется на основе учета объективных тенденций и факторов жизнедеятельности участников смены.
Возможное — состояние, которое проектируется в соответствии с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего развития членов лагерного сообщества.
Желаемое — это то состояние, которое создается в представлениях, формирующихся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов педагогов и их воспитанников (Е. Н. Степанов, Е. М. Павлютенков).
Только при таком подходе можно сформировать (смоделировать) образ смены и разработать план ее проведения.
План работы является обязательным дополнением программы смены. У многих читателей может возникнуть вопрос о соотношении механизма (плана) реализации программы и плана работы на смену. Не вдаваясь в детали, обозначим нашу позицию.
1. План (механизм) реализации продумывается в основных деталях на весь период действия программы, т. е. должен предусматривать определенную работу в долагерный и постлагерный периоды. План работы на смену, в свою очередь, ориентирован только на срок проведения смены в лагере. Он является более конкретным, более детализированным. Пример: в программу экологической смены был включен двухдневный поход предположительно в середине смены. В плане же работы указывается точно дата проведения похода, участники, примерный маршрут — 3, 4 августа,
поход 1 -го отряда на озеро Лесное.
2. Программа создается взрослыми. Дети в ней принимают участие
опосредованно. Их мнение, позицию выражает в основном диагностико-аналитический материал (анкеты, тесты, дневники настроений и т. д.). План же работы создается при непосредственном участии детей, приехавших на смену.
Важный вопрос: а вдруг дети откажутся «планировать» то, что уже заложено в программе? Решение этой проблемы действительно требует педагогического и психологического мастерства. Ни в коем случае нельзя «давить» на ребят, как и недопустимо пускать все на самотек. Опытные педагоги утверждают: если попросить самих детей внести свои пожелания в
план работы, то в подавляющем большинстве поступают недостаточно обоснованные и примитивные предложения того, что уже происходило на прошлых сменах. Поэтому необходимо педагогическое сопровождение планирования смены, предполагающее условия для творчества участников смены в рамках, заложенных программой.
Деятельность участников профильной смены по разработке перспективного плана целесообразно разделить на несколько степеней (в соответствии с технологией коллективного планирования, предложенной И. П. Ивановым):
1 ступень — сбор-старт коллективного планирования (объяснение задач, содержания и методики предстоящей работы);
2 ступень — разведка дел (консультации, сбор информации, осуществляемый мини-группами):
3 ступень — защита идей и предложений в план работы (мини-группы предлагают либо отдельные акции, либо свой вариант целого плана);
4 ступень — составление плана работы на смену:
5 ступень — осмысление итогов коллективного планирования.
Прохождение всех пяти ступеней должно завершиться в течение оргпернода.
Проводя совместное с детьми планирование, взрослые организаторы смены должны учитывать «философию смены», «образ жизни». Безусловно, будут свои особенности в реализации коллективного планирования, если смена пройдет в режиме «дачи», «клуба» или «сбора». Важно предусмотреть погодно-климатические изменения и другие объективные факторы. Форма плана может быть различной: от «плана-сетки» до таблицы с графами «Срок», «Содержание», «Форма работы», «Исполнители-ответственные» и т. д.
4.4. ЭТАП IV— ФОРМОТВОРЧЕСТВО
На этом этапе проектирования авторы разрабатывают, отбирают материал, который и составит содержание деятельности - это разнообразные формы работы с детьми в условиях лагеря и вне его. Безусловно, термин «формотворчество» не самый удачный. Некоторые специалисты употребляют термин «конструирование», что, по нашему мнению, тоже не отражает сущность данного этапа проектирования. Смысл деятельности по формотворчеству — отбор из великого множества разнообразных педагогических форм. тех. которые могут быть использованы на смене с максимальной эффективностью. Но это не все. Важно формы не только отобрать, но и модифицировать, изменить в соответствии с требованиями конкретной ситуации, т. е. применить творческий ПОДХОД. (Более подробно об этом смотри главу 5).
Завершая разговор о проектировании профильной смены, хотим еще раз вернуться к этапу программирования. Программа смены — это тот основной документ, который дает смене право на реальное воплощение. К сожалению, практика показывает отсутствие должной подготовленности и щепетильности у многих руководителей при программировании деятельности детского загородного центра.