ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
В настоящее время педагогическая общественность уделяет много внимания выбору форм, средств, методов воспитания современных подростков. Активный поиск воспитателями новых технологий приводит к внедрению в педагогическую деятельность практических наработок социально-психологического профиля. С одной стороны, в этом есть большой плюс, так как грамотное употребление психологических достижений способствует гуманизации образовательной среды. С другой стороны, некомпетентное использование психологических методик (прежде всего, психодиагностических) может нанести моральный ущерб или даже привести к психологическому травмированию участников педагогического процесса.
Конечно же, воспитатель детского лагеря всегда может в нужный момент (при необходимости изучения индивидуальных особенностей подростков и динамики развития временного детского объединения, при поиске новых вариантов развития навыков общения у подростков, при разрешении конфликтной ситуации и др.) обратиться за помощью к сотрудникам социально-психологической службы. При этом педагогам, которые непосредственно и постоянно работают с подростками, важно уметь самостоятельно использовать в своей работе некоторые диагностические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, психодиагностические игры, психотехнические упражнения и пр.), позволяющие своевременно решать поставленные задачи и предупреждать те или иные психолого-педагогические проблемы.
Ведь в работе с детьми педагогу-практику необходимо уметь контролировать социально-психологические изменения в отряде, формирования межличностных отношений; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь проводить анализ воспитательных результатов, сопоставляя их с целью своей деятельности.
В научной литературе понятие «психодиагностика» было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время психодиагностика является универсальным научным инструментом, предшествующим любому взаимодействию психологической науки с практикой, сопровождающим и завершающим (Р.В. Овчарова). С помощью психодиагностики исследуются психологическая индивидуальность или ее отдельные характеристики, однако воспитатель должен помнить, что постановка психологического диагноза (заключения о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик) находится вне пределов его компетенции.
Использование любой диагностической процедуры в практике воспитателя должно определяться выбранной педагогической целью и служить достижению поставленных задач. Диагностика не должна проводиться ради диагностики, полученные данные необходимо использовать для коррекции программы отрядной деятельности или программы детского лагеря.
Воспитатель, проводя диагностическое обследование подростков, должен вначале определить цель диагностирования, затем выбрать наиболее подходящий для данной цели диагностический инструментарий, далее провести диагностические процедуры, обработать и интерпретировать данные, составить прогноз развития ситуации.
Цели, поставленные воспитателем детского лагеря при использовании тех или иных диагностических средств, на наш взгляд, могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Изучение индивидуально-психологических особенностей подростка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.
2. Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, референтность, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в подростковой группе.
Используемые для достижения поставленных целей методики должны отвечать следующим требованиям:
-простота и процедурная доступность для проводящих исследование воспитателей;
-непродолжительность процедуры по времени, неутомительно для детей и подростков;
-наличие элементов занимательности, желательны игровые формы.
Параметры, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.
Для наблюдения за динамикой личностного роста в условиях детского лагеря можно использовать различные программы, например, программу изучения личности ребенка Г.А. Карповой, Т.А. Брагиной (2; с. 49):
Этапы | Обследуемые параметры личности | Методики |
Входная диагностика (диагностика оргпериода) | Общие сведения о ребенке; ожидания ребенка; интересы и склонности; творческая направленность. Социально-психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, лидер/ведомый, общительность/замкнутость, активность/пассивность, эмоциональная возбудимость. Нравственная воспитанность: нравственный опыт, нравственные представления. Самооценка: идеальное Я, реальное Я | анкета для ребенка; краткая карта интересов; круги Торренса игра «Мишень»; игра «Ролевые ожидания»; опросник «Психологическая характеристика темперамента» сочинение «Что такое хорошо»; «Незаконченные предложения»; тесты «Круг», «Лесенка» |
Текущая диагностика (основной период) | Эмоционально-психологический климат в отряде Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка Характер межличностных отношений Уровень развития отрядного коллектива | опросник ЭПК, цветометодика, социометрия, самоаттестация, игры |
Итоговая диагностика (итоговый период) | Личностный рост члена отряда Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере | анкета вожатого, контент-анализ сочинений, анкета члена отряда |
Как видно из таблицы, в данной программе представлена целая совокупность диагностических методик: игры, анкеты, опросники, тесты, социометрия и др.