Нестандартные ситуации, возникающие при организации летнего отдыха подростков
Студенты-практиканты, которые прибывают работать в лагерь, часто сталкиваются с новыми для них проблемами. Далее приводятся советы в их решении.
При встрече детей в городе прикрепите на одежду визитку с вашим именем и номером отряда, в котором вы – вожатый.
Если один вожатый что-то запретил или забрал у ребенка запрещенные в лагере предметы, другому вожатому следует поддержать своего напарника. У вас должны быть слаженные действия, в противном случае дети будут активно пользоваться вашими разногласиями.
Не должно быть замков, ключей на дверях в детских палатах в целях безопасности.
Детям можно переселиться из одной палаты в другую только в первые два дня.
Если ребята не хотят принимать участие в отрядных делах, их ничего не интересует, попробуйте дать им ответственное поручение, чтобы они осознали собственную значимость.
Если подростки убежали ночью из корпуса без разрешения воспитателей, надо незамедлительно сообщить об этом руководству лагеря, принять серьезные меры, так как подобные действия могут стать причиной опасного инцидента. Следует обсудить проблему с ребятами и, может быть, пообещать сходить с ними на костер в лес.
Если ребенок пропал из отряда и никто из ребят не знает о его местонахождении, вожатый должен немедленно сообщить об этом начальнику лагеря или старшему вожатому, собрать всех остальных детей в отряде и проверить их численность. Затем по мере возможности следует начать поиски пропавшего ребенка.
Если воспитанник влюблен в своего вожатого, задача вожатого как можно более мягко и тактично разъяснить ребенку ситуацию. Не следует пренебрегать чувствами ребенка. Дети – ранимые существа, любое действие или просто неверно подобранное слово может привести к печальным последствиям (вплоть до попытки самоубийства).
Если ребенок вдруг начал плакать, а вожатый никак не может его успокоить, лучше оставить ребенка в покое, отвлечь его каким-то интересным делом. Ребенок успокоится и, возможно, расскажет сам о причине его поведения.
Если ребенок является сыном или дочерью сотрудника лагеря, это не означает, что ребенка можно отпускать к родителям без причины. Для всех родителей существуют одинаковые правила.
В лагерь принимаются дети с 6 до 15 лет.
Как поступить с ребенком, который ворует?
Не надо кричать на ребенка, а сначала попробовать спокойно поговорить с ним, пытаясь убедить его сознаться в краже и вернуть украденное, а затем извиниться. Впредь следует более внимательно следить за этим ребенком.
Можно ли справиться с лунатизмом? Не следует бояться лунатизма. Вместе с тем, за таким ребенком придется следить более внимательно. Не следует его будить, кричать, приказывать, если он отправился погулять ночью. Его кровать не должна находиться у окна. На полу, под ногами, можно постелить мокрую тряпку, это поможет ему проснуться.
Если ребенок страдает энурезом, вожатому придется набраться терпения и постараться помочь воспитаннику. Вожатый должен избавить ребенка от смущения и насмешек со стороны сверстников. Лучше организовать процедуру смены белья, когда ребят не будет в палате, либо тихо и незаметно рано утром. Следует посоветоваться с врачом, поговорить с ребенком, ограничить его питье на ночь.
Конфликтные ситуации. Разногласия не следует доводить до конфликта (действенным является метод убеждения обеих сторон, что все не так уж страшно и нет причин для конфликта). Однако в любом коллективе конфликты неизбежно возникают. В этом случае вожатый должен контролировать свои чувства и эмоциональное состояние. Он должен постараться взглянуть на ситуацию объективно. Не следует искать виновных, а надо искать выход из сложившейся ситуаций. Нельзя унижать личности участников конфликта, применять сниженную лексику. После разрешения неприятных моментов постарайтесь побыстрее забыть о них и не напоминать детям. Дети должны ложиться спать прощенными.
Вандализм. Когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми, это признак более глубоких проблем. С детьми следует прямо обсудить это с тем, чтобы помочь им обрести понимание серьезных последствий такого поведения, а также их привлекают к участию в восстановлении и замене разрушенной собственности. Этот вопрос решает администрация лагеря. Задача вожатого - составить докладную записку по этому случаю.
Дети рассказывают"ужасы" о своей жизненной ситуации. Слушайте эти рассказы и не пугайтесь. Постарайтесь сконцентрироваться на фактах. Часто подростки переоценивают, "накручивают" ситуацию. Помогите им снять эту "накрутку", концентрируясь на фактах, а не на эмоциях.
Дети, которые ни в чем не участвуют. Встречаются такие "наблюдатели" по жизни. Задача вожатого - создать условия для успеха ребенка и организовать формы взаимодействие детей, соответствующие их полу и возрасту, их интересам. Как правило, такие дети избирательно участвуют в каких-либо делах. Не толкайте их, позволяйте им выбирать. Поддерживайте их, когда они решились быть активными.
Отряд трудно собрать на отрядном месте. Как правило, такие трудности испытывают опытные вожатые и вожатые "пофигисты", которые не работали в самом начале смены над дисциплиной. Таким образом, основное, что сделает детей управляемыми, - это формирование дисциплины. Помогут Вам в этом, прежде всего, Ваша дисциплинированность, четкое соблюдение режимных моментов, планирование дня и подбор форм взаимодействия детей, адекватных возрасту, выполнение всех необходимых мероприятий оргпериода и авторитетный стиль руководства в оргпериод и во время выполнения режимных моментов. В первые дни смены собирать отряд на отрядном месте лучше вдвоем. Один вожатый может затеять игру на отрядном месте с теми, кто пришел, или играть на гитаре. Другой обходит палаты.
Отрицательный лидер. Бывают группы, в которых ребенок встает в оппозицию с вожатым, нарушает требования и вокруг собирает группу. Скорее всего, он хочет власти и внимания. Подружитесь с ним, примите его, заключите с ним договор, покажите, как конструктивно стать лидером. Но не спорьте с ним и не "роняйте" его в глазах других.
Отпускают "сальные" шутки. Чаще всего это делают старшие мальчики. Делают это для того, чтобы "проверить Вас на реакцию", провоцируют. Спокойно скажите, что "парни часто устраивают такие проверки, но вы просите в присутствии девочек не шутить так и не говорить резких слов". Будьте готовы к тому, что такая ситуация может возникнуть еще. Но при Вашем адекватном реагировании это скоро прекратится.
Ребенок нарушает правила поведения. Часто у взрослых возникает ощущение, что ребенок это делает "назло". Рудольф Дрейкурс считает, что в основе любого нарушения лежит один из четырех мотивов:
- привлечение внимания,
- власть,
- месть,
- избегание неудачи.
Разберитесь, какой мотив движет ребенком в Вашей ситуации и помогите ему реализовать свое поведение. (Приложение 1)
Ребенок отказывается дежурить в столовой. Сначала поговорите с ним один на один, выясните, почему. Бывает, что у ребят остатки еды вызывают чувство брезгливости. В таком случае можно предложить ему другую работу. Бывает, что ребенок себя плохо чувствует. Бывают другие причины. Напомните ему о том, что все ребята из вашего отряда участвуют в дежурстве, весь отряд несет ответственность, чтобы накормить дружину, и не стоит подводить ребят из своего отряда. Ребята не поймут тебя и могут обидеться на тебя.
Ребенок ябедничает про других. Чаще всего это делают для того, чтобы привлечь Вас в защиту или чтобы Вы реализовали желания ребенка. Например, "он обзывается на меня" – ребенок, как правило, хочет, чтобы Вы его защитили или наказали обидчика. Пригласите обидчика и втроем разберите ситуацию. Как правило, в ней не правы оба ребенка. Скажите обоим, в чем они не правы и помирите их.
Ругается нецензурными словами. При всех четко и спокойно скажите ребенку, что вы чувствуете по принципу: "Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство…" и далее "Я хочу, чтобы на нашем отрядном месте не звучало этих слов". Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу поймет это. Дайте ему время. Главное – оставаться спокойным и твердым.
Сексуальное поведение. Старшие дети иногда находят лагерь местом, удобным для сексуального поведения. Особенно тем, что они находятся в постоянном контакте со сверстниками. Такое поведение может быть агрессивным, явным или скрытым. Не провоцируйте детей своим открытым поведением с партнером (объятия, поцелуи при всех). Важно говорить о сексе откровенно без морализации, чтобы показать детям приемлемые схемы поведения.
Стресс. Современная жизнь вызывает массу стрессов, особенно у детей. Живущих в условиях мегаполиса. Они ведут поспешную жизнь. Если их торопить по часам, просить что-то сделать за короткое время, все это приводит к усилению стресса. Его признаки – повышенный голод, сонливость, проблемы обучаемости и внимания. Избегайте с детьми спешки и сложных заданий, каких-либо форм деятельности, не соответствующих данной возрастной группе. Вам поможет четкое выполнение режима, четкое планирование и доведение плана дня до детей. Помните, что детский лагерь, где дети отдыхают и общаются посредством адекватных форм взаимодействия. Роль вожатого – обеспечить детям это.
Суицидальное поведение. Бывает в лагере очень редко и чаще как демонстрация. Особое внимание имейте к детям с депрессивными формами поведения (не улыбается, отказ от всего, частые уходы). После разговора с таким ребенком обратитесь к психологу.
Другие особые ситуации могут встретиться у Вас в отряде. Если чувствуете, что не знаете, как выйти из них, обратитесь к администрации лагеря, к психологу. Когда вы приглашаете к психологу ребенка младшего и среднего возраста, помните, что им малознакомо слово "психолог", их первая реакция: "Что, я псих?". Поэтому скажите им что-то вроде: "У нас на отряде лучше не плакать, пойдем туда, где можно плакать" или "Пойдем в комнату, где мы можем с тобой вдвоем поиграть и поговорить".