Форма вечерного сбора отряда
Что же такое
Вечерний сбор в отряде (ВСО)?
ВСО – представляет собой специфическую форму общения подростков друг с другом и со взрослыми, где оценка товарищей, взаимоотношение с ними определяют эмоциональное самочувствие подростка, влияют на его настроение и даже на отношения к самому себе.
ВСО – это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.
(Б. Гиндис «Вечерний огонёк»)
Педагогическая задача ВСО – помочь ребёнку в осмыслении своих действий и поступков, обучить навыкам коллективного анализа, научить искусству «разговора»
При проведении ВСО никогда не стоит забывать о том, что
· ребята должны сидеть в кругу, чтобы видеть лица друг друга;
· присутствие эмоционально положительного настроя отряда (спокойная музыка или песня);
· вступительное слово вожатого «о чём мы сегодня будем разговаривать» (началом может быть легенда, высказывание и т.д.);
· игровая форма, выбранная в соответствии с особенностями детей, их деятельностью в течение дня;
· активная позиция педагога, регулирующего процесс коллективного обсуждения;
· положительно - эмоциональное завершение сбора (песня, вручение сюрпризок, легенда и т. д.)
Наиболее сложным при проведении ВСО является подбор разнообразных игровых форм. В связи с этим предлагаем ознакомиться со следующими игровыми формами, которые, мы надеемся, помогут вам при организации Вечернего сбора в отряде.
Вопросы с коллективным обсуждением:
- Что мне удалось сегодня и почему?
- Как можно использовать достигнутое?
- Что мне не удалось и почему?
- Что отняло у меня слишком много времени?
- Что я сделаю завтра для более рациональной работы?
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее:
1. Мизинец (М) – «мысль», «Какие знания и опыт я сегодня приобрел?».
2. Безымянный (Б) – «близка ли цель»: «Что сегодня я сделал для достижения своей цели?».
3. Средний (С) – «состояние духа»: «Каким было мое настроение и от чего оно зависело?».
4. Указательный (У) – «услуга»: «Чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?»
5. Большой (Б) – «бодрость тела»: «Как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?»
РАССКАЖИ МНЕ О СЕБЕ
Это форма традиционного «огонька»-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор. Настраивает ребят, говорит о начале смены, о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся - интересные личности, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены. Далее, по традиции, каждый рассказывает о себе - о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, чего он ждет от этой смены. При этом один из вожатых выступает первым: дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на «огоньке» используется некий символ, «эстафетная палочка», которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый знакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете – почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш – все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на «огоньке» продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает «огонек» более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход «огонька». Завершается «Огонек» словами вожатого, в которых он выражает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены. Завершается разговор общей песней.
ГОРЯЩАЯ СПИЧКА
Для проведения такого огонька вам понадобятся спички. Загорается первый огонек. Пока он горит, звучит короткий рассказ о самом главном в жизни того человека, рука которого держит спичку. Таким образом, передавая по кругу спички, высказываются все. Неплохо, если разговор начнет вожатый.
ПЯТЬ БАЛЛОВ
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
Я ХОЧУ СКАЗАТЬ
(в форме пресс-конференции)
Каждому ребенку выдается листик бумаги, на котором он пишет первую фразу: «Я хочу сказать, что…». После того, как он написал первую фразу, он пишет все, что хочет сказать отряду о дне, об отряде и т.д. Затем, не подписывая листок, сворачивает и опускает в коробку. После того, как все справятся с заданием, вожатый открывает коробку и поочередно зачитывает записки ребят. При этом, отвечая на поставленные вопросы, комментирует. К комментарию подключаются и ребята.
СКАЗОЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ
«Огонек» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, действующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персонажи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциируется тот или иной человек. Ребятам говориться о том, что в этом случае необязательно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатлением, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая - третью и т.д., последняя - первую.
Задание может быть конкретизировано, т.е. как условие определяется жанр представления: балет, мюзикл, опера, драма, комедия, детектив и т.п.
По мере выступления каждой группы подводятся итоги. Ребята из той группы, которая только что была представлена, должны угадать себя в персонажах сказки. Производится совместная оценка результатов выступления.
ЦЕРЕМОНИЯ ДРУЖБЫ
Дети стоят в кругу. Вожатый подводит итог дня. Затем просит ребят подумать и ответить на следующий вопрос: кому бы и за что в этот день я сказал «спасибо». Ребенок подходит к человеку, которому он бы хотел сказать «спасибо», протягивает ему руку и говорит: «Следующий участник выбирает другого». И так далее, пока весь отряд не станет в одну цепочку. Затем вожатый замыкает цепочку, образуя круг и просит ребят поделиться своими мнениями: «Приятно ли было тебе услышать теплые слова, что ты ощущал?».
ДОМ
Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
ПАУТИНА
Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
ШЛЯПА
Написать вопросы, которые накопились за один или несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не совсем хороших (о каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
ВЫБЕРИ СВОЁ «Я»
Вожатый предварительно вырезает из разноцветной бумаги различные по форме и виду буквы «Я». На вечернем сборе вожатый раскладывает эти буквы по центру круга и предлагает ребятам выбрать букву и поразмышлять на тему: «Я в сегодняшнем дне» и обосновать, почему выбрал букву именно такой формы и цвета.
ДЕРЕВО
В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.
Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.
КОНВЕРТ ОТКРОВЕНИЙ
На предложенных листочках бумаги до начала «огонька» дети пишут по просьбе вожатого волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.
МОЯ БИБЛИОТЕКА
Вожатый предлагает каждому ребенку представить себя книгой, в которой отражается история каждого дня смены. И вот сегодня давайте попытаемся поразмышлять на тему: «Что будет написано о сегодняшнем дне в моей книге?»
ВОЛШЕБНИК
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы…
· исправил…
· сделал…
· добавил…
· Ребятам предлагается вопрос: «Каким цветом вы бы окрасили сегодняшний день и почему?», после чего ответы коллективно обсуждаются.
ФОТОСЪЕМКА
Педагог задает ситуацию: ребята, представьте, что сегодня весь день снимал фотограф. Все что мы делали сегодня, он заснял на фотопленку. Но, увы, из-за неумелости фотографа, пленка засветилась. Давайте сейчас попробуем с вами восстановить каждый кадр этой пленки.
· а) самые яркие, эмоциональные, веселые кадры;
· б) и кадры, которые получились «не очень».
ВЫСТАВКА КАРТИН
Каждому ребенку предлагается нарисовать картину сегодняшнего дня (для этого заранее приготовить краски, фломастеры, альбомные листы). Каждый ребенок представляет свою картину – как она называется, что на ней изображено, и т.д. Все работы вывешиваются на стенд.
ПОЗИТРОН
Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч – “положительный заряд”. Игрок, поймавший мяч, должен указать что-нибудь хорошее и перебросить мяч следующему участнику. Вожатый предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального – погоды, событий в лагере. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, касающихся отдельных участников или группы в целом.
ПЕРРОН
Педагог говорит ребятам о том, что скоро закончится смена и вам предстоит вернуться домой. Вот представьте, что вы уже приехали домой, вы видите знакомые, улыбчивые лица родных, которые вас встречают. Какими же будут ваши первые слова, когда вас спросят: «Ну, как там, что там, расскажи?»