Нравственно психологическое состояние детей
Отношения между детьми неустойчивые, они присматриваются, определяют одного – двух человек для приятельских отношений. Еще живы впечатления о домашней жизни: друзьях, домашних животных, иногда дети скучают по родителям. В этот период закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского коллектива.
Первый день смены.
После того, как Вы получили отряд, необходимо:
§ представиться ребятам;
§ не только Вы впервые видите ребят, но и они Вас. Поэтому они будут приглядываться к Вам, а Вы – к ним. Только они это будут делать скрытно и непроизвольно. А Вы открыто, заранее подготовившись. Не бойтесь взаимных смотрин, будьте уверенны в себе, веселы, приветливы, заботливы, а вместе с тем тверды, точны в словах. Это пока главное;
§ разместить их в комнатах, предназначенных для Вашего отряда: ребята обустраиваются в своих комнатах (их можно оформить, подписать, кто здесь будет жить, даже придумать название своей комнате и т.д.). Необходимо подсказать детям, как лучше разместить вещи в комнате (что можно, а что нельзя хранить в тумбочке, куда положить чемодан и т.д.);
§ проверить, у всех ли ребят на месте вещи и все ли смогли в комнате определиться с местом для сна и тумбочкой, у всех ли на месте постельные принадлежности;
§ проверить, все ли смогли принять душ;
§ отвести ребят в столовую в то время, которое будет указано старшей вожатой;
§ составить список отряда с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства (города или населенного пункта) каждого ребенка; один список отдать старшей вожатой, а второй оставить у себя;
§ весь отряд должен собраться для знакомства с вожатым, друг с другом, а также с порядком, режимом и традициями лагеря;
§ совершить прогулку по территории лагеря, показать, где находятся столовая, медпункт, спортивные площадки, администрация лагеря, выход на пляж и др.;
§ будет оправдано, если одновременно Ваш отряд займется и поиском отрядного места, на котором проходят отрядные линейки и сборы, встречи, отдельные моменты подготовки к общелагенрным мероприятиям: отрядное место может быть создано как на базе стационарных мест отдыха (скамеек, поставленных в ряд или полукругом, беседок и т.п.), так и на голом месте (с помощью переносных скамеек и бревен, из которых будут созданы места для сидения). Важно, чтобы для вожатых вопрос выбора отрядного места не носил стихийный характер. Заранее пройдите по территории, посоветуйтесь с вожатыми других отрядов, и предложите ребятам такие варианты отрядного места, чтобы их обустройство было реально возможно и безопасно. В любом случае, ребят нужно грамотно подвести к тому, чтобы они согласились с Вашим выбором, только тогда оборудование отрядного места для отряда станет первым значимым коллективным творческим делом;
§ отряду необходимо выбрать свое название и командира. Название отряда должно подчеркивать его образ: запоминающийся, оригинальный, отличный от других отрядов, который ребята пронесут через всю смену, оно должно отражать его индивидуальность, особенность;
§ провести несколько игр на знакомство.
Мероприятия при заезде.
1. Распределение по отрядам.
2. Ознакомление с территорией.
3. Расселение.
Распределение и расселение детей.
Распределение по отрядам происходит сразу же по приезду после медицинского осмотра. Отряды формируются по возрастному принципу. Мы стараемся учесть пожелания родителей и ребят, если разница в возрасте друзей и сестер – братьев не более 2-3 лет. Опыт подсказывает, что отдых в одном отряде 15-летнего и 8-летнего ребенка вряд ли будет удачным из-за разницы интересов, физических возможностей и возрастных психологических особенностей. Попав в разные отряды, ребята окажутся среди своих сверстников, а видеться друг с другом смогут, когда захочется.
Расселение детей:
-географический принцип;
-пол;
-возраст;
-удаленность коммуникаций;
-этажность корпусов, и т. д.
III. Период основной
Основной период смены – период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал ребенка.
Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Дружба!».
Педагогические задачи:
§ Формирование временного коллектива
§ Предоставление возможности выбора видов деятельности для самоопределения детей
§ Создание эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе
§ Корректировка личностных отношений
§ Создание условий для самореализации ребенка
§ Помощь в организации самообслуживающего труда
§ Стимулирование активности, поощрение успеха
§ Координация взаимодействия детей внутри отряда
§ Создание условий для демонстрации коллективных достижений.
Роль и позиция педагогов:
Консультант, инструктор, координатор, сотрудник. Ваш главный девиз: «Давайте попробуем вместе».
Организация деятельности:
Основной вид деятельности вожатого: работа с группами ребят по организации отрядных и межотрядых дел. В этот период вам надо постараться чаще при принятии решений уйти в сторону, не брать на себя всю долю ответственности как в орг.период.
Ничем не занятые дети превращаются в бесконтрольных детей.
Основные формы работы:
§ Индивидуальные и групповые виды деятельности различной направленности
§ Отрядные дела, огоньки, беседы, рефлексия
§ Операция уют, трудовой десант, дежурство,
§ Стимулирование: награждение грамотами, призами интервью, информация о победах на отрядном уголке.
§ КТД
§ Организация костров, походов, тропы испытаний
§ Организация мероприятий между отрядами.
Нравственно психологическое состояние детей
В межличностном плане – это период конфликтов (время «присматривания» прошло, выводы и оценки сделаны). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большое значение начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.
Именно в это время, примерно на 13-14 день, наступает привыкание. Это время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю и т.д. Будьте внимательны – это отрядная зона конфликтности, основанная на межличностных отношениях, возникают конфликты мальчиков и девочек, которые можно предусмотреть, предвидеть и предотвратить. Ребята могут устать от интенсивной работы, однообразия, да и от безделья. Попробуйте найти повод их встряхнуть.
IV. Период заключительный
Место в общей логике — последние 2-4 дня перед отъездом. Время подводить итоги
Краткий девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!».
Педагогические задачи:
§ Подведение итогов, поощрение детей, проведение самоанализа и коллективного анализа
§ Контроль повышенной активности детей.
Роль и позиция педагогов:
Вы вновь становитесь главным организатором, заботливой мамой, отслеживаете дисциплину, помогаете анализировать, подводить итоги, адаптируете ребят к скорому возвращению в город,домой.
Организация деятельности
В заключительный период необходимо использовать формы работы, направленные на демонстрацию собственных достижений, умений ребят: творческие отчеты , выставки, ярмарки, гала-концерты, итоговые сборы, прощальные огоньки анализа и подведения итогов.
Нравственно психологическое состояние детей
Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. В это период Вас ждет еще одна зона конфликтности – пик усталости, ребята устали жить в большом и шумном коллективе, вне дома… именно в этот период Вы должны быть особенно внимательны к каждому ребенку, подумать о том, чтобы доброе слово было сказано в адрес каждого ребенка, чтоб каждый уехал с хорошим настроением и желанием приехать сюда еще раз.
V. Постлагерный период.
Оценка и всесторонний анализ смены
Роль и позиция педагогов:
В этот период вожатый выступает в роли аналитика. Всему педагогическому коллективу нужно проанализировать смену, а именно: деятельность отряда, деятельность самого вожатого, деятельность педагогического коллектива в целом.
Организация деятельности
Вожатые: отчеты, педагогические дневники, заполненные методические копилки
Дети: обмен впечатлениями с друзьями. Познакомившись с новыми, заинтересовавшими их видами деятельности во время лагерной смены, они записываются в кружки и секции.
Нравственно психологическое состояние детей
На этом этапе внимание личности фокусируется на самом важном из того, что произошло. Ребенок окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз.