Логика развития лагерной смены
Логика лагерной смены определилась давно и достаточно четко: подотовительный, организационный, основной и заключительный, постлагерный этапы. Сложилось и содержание этих периодов.
Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и Вас-вожатых на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и вожатый определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовясь к отъезду в лагерь.
В организационный период вожатому вместе с напарником необходимо (за 3-4 дня) заложить основы успешной работы и жизни своего отряда в течение смены: создать ситуации для быстрого знакомства членов отряда (визитки с именами, игры на знакомства и т.п.); провести разведку интересных дел и вместе с ребятами составить план работы, определиться с характером самоуправления (соуправления) в отряде или наметить как при необходимости будут решаться коллективные дела, узнать детей и постараться найти среди них помощников, обеспечить психологическую поддержку воспитанникам в довольно сложный для них адаптационный период. Именно эти дни - первый психологический кризис смены: для основной части ребят привыкать надо ко всему: новому человеческому и предметному окружению, отсутствию родителей, самообслуживанию, режиму, новым требованиям.
В середине смены (примерно на 12-14 день) наступает второй кризисный пик, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и другими взрослыми, обострение тоски по дому. Ребята уже привыкли к лагерю и в то же время устали или от скуки и монотонности жизни, или от ее перенасыщенности. Именно к середине смены надо заложить в план возможность появления какого-то сюрпризного, неожиданного дела или события, или запланировать на эти дни поход, который сломает весь привычный уклад.
За 2-3 дня до конца смены начинается итоговый заключительный этап с еще одним конфликтным кризисным пиком (особенно если смена была 30-40 дней). Ребята устали от постоянного нахождения на людях, от дел, экскурсий, они снова вспомнили про дом. И на этот момент надо запланировать какие-то интересные беседы, сюрпризы и подготовиться к интересному и запоминающемуся расставанию. И конечно, успех всех мероприятий во многом зависит от участия самих ребят в жизни лагеря. Поэтому для вожатого очень важно найти для каждого ребенка то дело, которое ему интересно и вызовет ответную положительную реакцию.
Развлекательные: игры и забавы; аттракционы, клоунады, юморины, ярмарочный
Жизнь и работа в оздоровительном лагере — продолжение жизни ребенка до лагеря. Однако она имеет и свои особенности: временность детского коллектива, изолированность ребёнка от семьи, насыщенность общения и интенсивность совместной деятельности, динамичность жизни отряда и дружины. И главная её отличительная особенность — цикличность и периодизация оздоровительного лагеря. Три периода лагерной смены отличаются своими задачами, способами их решения и особой позицией вожатого.
I. Подготовительный период
Педагогические задачи
¨ Информирование детей о профиле и тематике смены;
¨ Информирование родителей о необходимых документах для отправления ребенка в лагерь
Роль и позиция как вожатого
На данном этапе вы находитесь в позиции обучаемого, т.к. Вы еще не работаете непосредственно с детьми, а посещаете курсы, участвуете в инструктива, семинарах и методических сборах.
Организация деятельности
¨ Знакомство педагогов на отряде
¨ Распределение обязанностей, обсуждение ЕПТ
Нравственно психологическое состояние детей
Во время подготовительного периода формируются ожидания детей, родителей и вас самих, но они не всегда совпадают. Задача лагеря удовлетворить ожидания каждого: родителей как основных клиентов и заказчиков, детей, для которых и ради которых работают взрослые, вожатых и основных специалистов.
При проведении профильной социально-педагогической смены предварительная подготовка приобретает особое значение. Во-первых, это период, когда разрабатывается программа профильной смены. Во-вторых, определяется контингент участников смены, и с ними налаживается контакт. Будущие участники профильной смены получают информацию, необходимую для успешного пребывания в загородном лагере. В-третьих, проводится кадровой подготовки и методического обеспечения специализированной социально-педагогической смены должна стать неотъемлемой частью общей программы профильной смены. Помните, уважаемые руководители, как вы работаете с педагогическим персоналом до смены, так и ваши сотрудники будут на смене работать с детьми. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары недель до нескольких месяцев.
Таким образом, на данном этапе моделируются содержание, ос¬новные формы и методы работы, система управления, логика развития смены. И. по нашему глубокому убеждению, причины многих педагогических промахов в проведении смен всех типов кроются в пренебрежении, в недостаточном внимании руководства лагерей к этому периоду лагерной жизни. И наоборот, истоки успехов надо искать здесь же. в периоде подготовки.
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного — заезд детей
II. Период организационный
Это первые 3-4 дня смены – время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым социальным окружением, с предстоящей деятельностью. Это один из самых важных и трудных моментов лагерной смены. Именно от того, как пройдут первые дни, какой настрой получат ребята, во многом зависит успех смены.
Краткий девиз «Удивление! Темп! Разнообразие!».
Педагогические задачи:
- Познакомить ребят друг с другом, с педагогами, администрацией,территорией лагеря, традициями, программой смены.
- Предъявление единых педагогических и организационных требований
- Создать условия для раскрытия способностей и интересов каждого, изучить индивидуальные особенности.
- Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива.
- Помощьв выборе видов деятельности.
- Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.
Роль и позиция педагогов:
ВОЖАТЫЙ – лидер, заботливая, но строгая и требовательная мама.
Основной вид Вашей деятельности: разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Знакомлю с собой, лагерем, людьми лагеря.
Трудности периода для вожатого:
§ Вам необходимо адаптироваться к новым условиям, людям.
§ Выполнять поставленные на период педагогические задачи.
§ Взаимопонимание между педагогами на отряде.
§ Четкое распределение функциональных обязанностей.
§ Четкое планирование первых дней смены.
Организация деятельности*
· Организация записи детей
· Посадка детей в автобусы
· Поездка в автобусе
· Распределение по комнатам
· Организационно-хозяйственный сбор
· Знакомство с традициями и законами лагеря
· Экскурсия по лагерю
· Отрядный уголок
· Игры : знакомство, взаимодействие, выявление лидера, сплочение, пятиминутки
· Огонек знакомств
· Организация режимных моментов
*Данный раздел методистам предлагается развернуто объяснить в соответствии со спецификой лагеря, на котором базируется СПО