Нюансы проведения диагностических работ
При проведении любой диагностической работы воспитателю необходимо помнить о соблюдении определенных этических норм:
1. Защита интересов и благополучия подростков: соблюдение принципа добровольности при обследовании; сообщение целей изучения.
2. Ознакомление обследуемых подростков с результатами исследования, оформленными в корректной форме.
3. Компетентность воспитателя в проведении всех этапов диагностической работы (знание им основ диагностики, ответственность за использование практически приемлемых методик, соответствующих возрастным особенностям обследуемых).
4. Использование мер предосторожностей в исследованиях (принцип «не навреди»).
А вот что воспитателям категорически нельзя делать:
1. Использовать психологические диагностики, в которых воспитатель некомпетентен.
2. Использовать в своей практике диагностические средства, которые могут принести физические повреждения обследуемым подросткам (например, проводить психологические упражнения «Слепой и поводырь», «Электрическая стенка» и подобные травмоопасные игры).
3. Использовать в своей практике психологический инструментарий, который не адаптирован:
- к возрастным особенностям детей и подростков;
- к российской ментальности (современные зарубежные методики);
- к педагогической деятельности (например, проводить психотехнические процедуры, адресованные военным, спортсменам и пр.).
4. Принуждать подростков к выполнению диагностических процедур (заставлять отвечать на вопросы анкеты, выполнять тестовые задания и пр.).
5. Разглашать результаты проведенной диагностики, если они могут нанести моральный ущерб обследуемым подросткам (например, вывешивать на отрядных местах результаты социометрических процедур, цветописи самочувствия, устраивать галереи из проективных рисуночных тестов типа «Моя семья», «Страхи» и пр.).
6. Ставить психологический диагноз подростку, навешивать «ярлыки».
7. Судить о степени сформированности или выраженности какого-либо психологического свойства, личностного качества, психических особенностях подростков на основании проведения одной-двух методик.
Как уже было сказано ранее, диагностическая работа воспитателя детского лагеря должна строиться на применении разнообразных диагностических средств.
Рассмотрим подробнее использование в воспитательской практике наиболее доступных диагностических методов, таких как, наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия, игровые диагностические методы и др.
Изучая в течение смены воспитанников, педагог может наблюдать их речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, направленность и пр.), экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела - мимику и жесты), а также физические контакты (совместные усилия, касания, толчки и пр.). При этом очень многое зависит от наблюдательности педагога (способности подмечать существенные свойства предметов и явлений), а также наличия у него определенных целей наблюдения.
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения (Горбатов Д.С.).
Вообще, можно сказать, что в своей деятельности воспитатель постоянно использует научное наблюдение, так как оно характеризуется следующими свойствами:
-целенаправленность (воспитатель четко понимает, что он собирается воспринимать и для чего);
-систематичность, которая позволяет достоверно отличать случайное от типичного;
-аналитичность (воспитатель не только констатирует наблюдаемые факты, но и старается их объяснить, выявить их психологическую природу);
-регистрация результатов, которая позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений (фиксация производится воспитателем, как правило, в педагогическом дневнике).
Как метод психологического исследования наблюдение имеет и плюсы и минусы:
«+» | «-» |
1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ словесной и несловесной информации). 2. Сохранена естественность условий деятельности. 3. Допустимо использование разнообразных технических средств (например, видеосъемка). 4.Необязательно получение предварительного согласия исследуемых подростков. | 1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, квалификации, работоспособности исследователя). 2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений (а педагогу в определенной степени нельзя проявлять невмешательство). 3. Вследствие пассивности наблюдателя процесс занимает много времени. |
В педагогической практике включенное наблюдение является, пожалуй, самым удачным методом, так как любые позитивные и негативные явления, победы и неудачи подросткового коллектива и каждого из его участников легко фиксируются воспитателями в педагогическом дневнике и становятся доступны последующему анализу.
Частым в педагогической практике является применение такого метода, как анкетирование, то есть процедуры проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты заполняют опрашиваемые подростки.
В детском лагере анкетирование часто применяется как основная форма входной и итоговой диагностики. Цели анкетирования в начале смены - знакомство с потребностями подростков, выявление их интересов, настроения и ожиданий от предстоящей смены. Итоговое анкетирование помогает изучить реализацию ожиданий, интересов и потребностей, а также определить изменения в социально-психологическом состоянии подростков.
В своей деятельности воспитатели могут использовать готовые варианты анкет, могут и самостоятельно моделировать содержание новых. При этом важно учитывать следующие требования к составлению анкет:
1. В инструкции, предшествующей анкете, необходимо корректно обратиться к подростку, кратко проинформировать его о теме и цели опроса, назвать организацию или лицо, проводящее анкетирование, а также дать четкие указания, как работать с данной анкетой. Например: «Дорогой друг! Подходит к концу смена в «Орленке». Нам, твоим вожатым, важно знать твое мнение о том, насколько интересной была твоя жизнь в лагере. Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы».
2. Расположение вопросов в анкете должно соответствовать следующей логике: первые вопросы - максимально легкие и интересные, чтобы ребятам захотелось отвечать и на последующие вопросы, за ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты, и, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы. Общий объем вопросов целесообразно делать умеренным (не более 10-15 вопросов).
3. При формулировании вопросов следите, чтобы:
-вопросы не содержали подсказки в явной или неявной форме;
-вопросы не превышали уровень памяти или мышления опрашиваемых (попробуйте для примера сами ответить на вопрос типа «Сколько часов в течение смены вы потратили на подготовку к отрядным делам?»);
-в вопросах не присутствовали непонятные для подростков или имеющие крайне неопределенное содержание слова (попробуйте для примера сами ответить на вопрос типа «Часто ли вы проявляете конформизм?». Да и как это «часто» - раз в день, в неделю, в год?);
-вопросы не задевали достоинство и самолюбие опрашиваемых, не вызывали негативной эмоциональной окраски;
- вопросы не были слишком громоздкими по размеру.