Метод анкетирования
Метод анкетирования также обладает достоинствами и недостатками:
«+» | «-» |
1. Высокая оперативность получения информации. 2. Возможность организации массовых обследований (изучение всего отряда). 3. Сравнительно малая трудоемкость процедур подготовки и проведения исследований, обработки результатов. 4. Отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу опрашиваемых. 5. Невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих. | 1. Отсутствие возможности изменять порядок и формулировку вопросов в зависимости от ответов или поведения опрашиваемых. 2. Не всегда достаточна достоверность ответов, на которые влияют неосознаваемые установки и мотивы опрашиваемых или их желание выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел. |
Работа воспитателя с подростками не может осуществляться без использования такого психолого-педагогического диагностического метода, как беседа - получение информации об изучаемом субъекте на основе вербальной коммуникации. Воспитатель использует данный метод на протяжении всей смены. Результаты беседы также фиксируются воспитателем в педагогическом дневнике.
Метод социометрия (от лат. «общество» и греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах. В детском лагере такой группой является отряд - временное детское объединение. Данный метод позволяет выявить особенности неформальных отношений в отряде, степень психологической совместимости ребят, внутригрупповые статусы подростков отряда, а также качество психологической атмосферы отряда в целом.
Основоположник метода Якоб Леви Морено считал, что социометрия - это способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях в группе. По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре группы.
Несомненное достоинство социометрии в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако эти сведения представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. Недостатком социометрии является и то, что она не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения группы.
Социометрическое исследование в детском лагере обычно выглядит следующим образом: ребятам предлагается выбрать из отряда трех сверстников, руководствуясь симпатией к ним, а затем - наличием у них деловых качеств. Свои выборы подросткам нужно записать на листочках бумаги, предварительно обозначив (подписав) их своей фамилией.
Например:
Вопрос 1. «Выбери из отряда трех человек, с кем бы ты хотел сходить на концерт» (или как вариант «… кого бы ты хотел пригласить на празднование Нового года»).
Вопрос 2. «А теперь представь, что ты директор банка и тебе нужны трое служащих. Кого бы ты из отряда принял к себе на работу?»
При обработке данных составляется социоматрица - таблица, с помощью которой обобщаются результаты опроса, подсчитывается количество полученных выборов и количество взаимных выборов у каждого подростка:
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирают | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | Иванов К. |
| + |
|
| + | + |
2 | Петров В. | + |
|
| + | + |
|
3 | Сидорова Е. | + |
| + |
| + |
|
4 | Яковлева И. |
| + |
|
| + | + |
5 | Якушкин П. | + | + |
| + |
|
|
6 | Яблокова Н. | + | + |
| + |
|
|
Полученные выборы | 4 | 5 | 1 | 3 | 4 | 2 |
На основе полученных выборов подростка относят к определенному социометрическому статусу («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные»). Статусные ранги не подлежат оглашению в детском коллективе и являются исходной информацией для планирования индивидуальной работы. (Ребятам можно просто сказать, что по результатам данного исследования наш отряд такой дружный, интересный, сплоченный…)
Высчитывается коэффициент взаимности. На основе социоматрицы строится социограмма - графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на вопросы социометрии. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для формирования детских микрогрупп.
Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесообразно проводить по двум направлениям: эмоционально-психологический климат отряда и эмоциональное самочувствие каждого подростка.
Различные формы цветовой диагностики помогают наглядно представить настроение отряда на протяжении смены. Предполагается, что положительное эмоциональное состояние отображается яркими, светлыми цветами, а отрицательное - темными цветами.
Данное диагностическое средство лучше использовать индивидуально, когда воспитатель лично опрашивает каждого подростка (например, в конце дня - перед отбоем). В процессе такого контакта воспитатель может спросить, чем обусловлен выбор подростком того или иного цвета, с чем связано такое его настроение, и при необходимости своевременно оказать ему поддержку, «сгладить негатив на месте».
Изготовить рисунки цветовой диагностики лучше всего вместе с детьми. Это занятие их увлекает; здесь раскрываются и проявляются творческие способности ребят. К тому же личные сектора диагностики по окончании смены могут являться замечательным сувениром на память о пребывании в лагере.
В зависимости от возраста, наклонностей, интересов ребят, можно варьировать рисованные формы цветовой диагностики. Это может быть для всех общий рисунок или индивидуальный по выбору ребенка. Ежедневно, желательно в вечернее время, дети фиксируют свое настроение - закрашивают сегменты определенным цветом. На основании преобладания цветов в сегментах педагог может сделать вывод об эмоциональном благополучии ребенка, его физическом состоянии. Также возможно предупреждение негативных действий посредством выяснения причины плохого настроения в беседе с ребенком.